awards_4_you (awards_4_you) wrote,
awards_4_you
awards_4_you

О сексе и дизайне в СССР

Вопреки расхожему мнению секс в СССР был. Называлось это, правда, по-другому, в основном матом. В медицинском лексиконе использовался термин «половой», хотя, к слову сказать, были сексопатологи, видимо из-за того, что «половопатолог» звучало бы по-идиотски. Сексом же совграждане считали забугорную индустрию вокруг этого нехорошего слова. В СССР этой индустрии не было, то есть не было стриптиза, «Плэйбоя», сэксшопов и прочей порнографии. За неё, порнографию, кстати, крепко сажали…

С дизайном дело обстояло так же: он тоже назывался по-другому – технической эстетикой (а дизайнеры – художниками-конструкторами) – и в общем и в целом наличествовал. Был даже целый Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), а также свои лаборатории художественного проектирования при любом отраслевом НИИ и более-менее крупных заводах. А вот дизайна как одного из основных компонентов маркетинга не было. По причине полной ненадобности такового в условиях тотального дефицита и плановой экономики. Складывалась уникальная ситуация, когда «дизайнерские» разработки были, а «дизайна» не было. Поясню этот парадокс на примере фотографий из моего семейного архива. В 1967 году на 20-летие моему старшему брату отец подарил «зеркалку» «ЗЕНИТ-Е». Кстати, одно из немногих серийных советских изделий отличного по тем временам дизайна, да и начинка была под стать. И вот брат начал снимать все что шевелится… И не шевелится. В результате чего в нашем семейном архиве оказалось большое количество теперь уже уникальных фотографий.





Так вот, в конце лета 1967 года по Плющихе (в районе которой мы тогда жили) прошел автопробег прототипов советской автомобильной промышленности.



Итак, рассказываю…
1. Компактный автомобиль для коммунальных служб, этакий «мотодворник». На снимке – комплектация с «поливалкой» и мини-цистерной на прицепе. Можно было также навесить щетку и плуг для уборки снега. Выглядит, по моему, прилично. Даже сегодня. В серию так и не пошел… Вообще. Сейчас закупаем немецкие «унимоги», впрочем это другой класс…
2. Специальный автомобиль для такси. Характеризовался объединенным с пассажирским салоном багажником: пассажир мог заходить в салон прямо с багажом и самостоятельно размещать его на специальной платформе. Еще одно новшество – сдвижная пассажирская дверь. В общем, г лавное его отличие от предшественников заключалось в компоновке салона, которая является одной из дисциплин промдизайна. До середины 80-х про эту модель болтали, но до серии так и не дошло. Не дошло, потому что мощностей не хватало даже для выпуска обычных машин, а для автомобиля такси пришлось бы строить свой завод, что было нужно только пассажирами такси, которые здесь были в меньшинстве.
3. 8-тонный грузовик НАМИ. В то время во всем мире на смену капотным грузовикам приходили бескапотные, которые были более маневренными и безопасными, да к тому же обладали более высокой грузоподъемностью. А «капот» и «бескапот» – вопрос компоновки, о которой я сказал выше. Когда появился опытный образец НАМИ, в СССР не было завода для серийного выпуска подобной гражданской техники (первый грузовик подобного класса, КАМАЗ-5320, появился только в 1976 году, после постройки завода в Набережных Челнах), только полусерийно собирали тягач МАЗ-500. Зато большинство армейских тягачей к тому времени были уже бескапотными. Оборонка тогда была как ребенок, в том смысле что «Все лучшее – детям!».
4. Детский автомобильчик с ДВС. Выглядела машинка по тем временам вполне современно, не шедевр, но в тренде. Ребята больше никогда ничего подобного не видели: детские автомобили в СССР были только педальными.
5. Прототип «ушастого» запорожца. В серию пошел в 1972 году (фото 6). Хотя прямоугольные поворотники появились только на лишенном «ушей» ЗАЗ-968М в 1979 году, когда «решетка радиатора» сгинула вовсе.

И вот еще две фотографии того же 1967 года. Военная техника возвращается с парада в честь 50-летия Великого Октября. Тягачи вполне приличного по тем временам вида. Они серийные, раз стояли на вооружении. Та самая военная промышленность, которой, как ребенку, отдавали все самое лучшее.



А уж, легендарный автомат Калашникова вообще шедевр советского дизайна. Кстати Михаила Калашникова в конце 90-х с помпой приняли в Союз дизайнеров России.



В общем, это сложный вопрос, был ли дизайн в СССР.
Андрей Кокеев




Эта статья, продолжение дискуссии и написана в ответ на статью Дарьи Козловой:
Был ли дизайн в Советском Союзе?


А вы как считаете, был ли дизайн в СССР? Что вы думаете о Советском дизайне?


Tags: Андрей Кокеев, диалог, дискуссия, мнения, обсуждение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Deleted comment

Это мода на обосранцев

Re: CCCH

udarniktruda

8 years ago

Re: CCCH

m_arch

8 years ago

В прошлой жизни, на мебельном объединении, в котором я работал, существовал Отдел технической эстэтики. Занимались оформиловкой, машины с ленинами для демонстраций и прочее. Начальник - архитектор разрабатывал небольшие проектики внутренних нужд объединения. Потом грянуло сокращение штатов. Но так как в совке все делалось для галочки, отдел официально расформировали, но все остались на месте, просто из художников-оформителей были переименованы в маляров. У меня еще валяется где-то корка маляра 4 разряда.)
посмотри, например, на предметы утвари. добротные стильные вещи, будь то металл или дерево, которые приятно взять в руки. сделанные по ГОСТу. что мы имеем сейчас? скрипящие поделки китайских говнарей из фольги и вторсырья? продукты питания с "натуральным" вкусом? автомобили на три года с мнущимся от прикосновения кузовом? разваливающуюся после одного сезона обувь? вопросы стиля тоже весьма спорны. так что, все очень относительно...
Моторесурс двигателя автомобиля ГАЗ53 был 100 тыс.км.
Моторесурс двигателя автомобиля МАН около 500 тыс. км.

Автомобиль ЗАЗ- это наказание для владельца.

Suspended comment

Suspended comment

Suspended comment

Suspended comment

Suspended comment

Suspended comment

Suspended comment

Suspended comment

Deleted comment

А что в калаше-то не нравится? Два года потаскаешь- срастешься с этим дизайном. Вполне себе ствол.
укоротить, а этот херр(ствол)немного переделать. и пару стразиков в глазок. она так хочет.

abram_uvelirov

8 years ago

softblackmagic

8 years ago

Deleted comment

Не пиздите ребятки. И Калаш с вооружения снимают как морально и физически устаревший. Не видели ничего лучше Калаша , вот и считаете, что Калаш это всё.

f_l_o_e

8 years ago

primardo

8 years ago

primardo

8 years ago

primardo

8 years ago

Deleted comment

И скоко отловили? Кого упекли?

Deleted comment

kosmopoliten

8 years ago

В магазине канцтоваров.
- простите у вас есть ватман?
- он уехал в свой Израиль!
- но я про ватман для кульмана
- кульман тоже уехал на свою историческую.
- извините, я не о том..я дизайнер!
- да уж я вижу, что вы не Иванов.

Конечно дизан был..и секс был. В СССР любое дело было сексом.Наебешься пока что-то получится!

Suspended comment

kosmopoliten

8 years ago

Suspended comment

kosmopoliten

8 years ago

Suspended comment

kosmopoliten

8 years ago

Мне не удалось разместить комментарий непосредственно к статье Дарьи Козловой. Поэтому помещаю здесь.

К организаторам выставки можно, конечно, предъявить много претензий (нечеткость концепции, недостаточность и невнятнось поясняющего материала), но, по счастью, они не стали подходить к советскому дизайну с вашей меркой: пошло в серию, или не пошло. Этим они завели бы себя в тупик, потому, что это именно та точка, с которой мы ничего не увидим. Либо будем вынуждены признать, что дизайна в СССР не было. Однажды, когда я был совсем молодым дизайнером, я спросил у дизайнера заслуженного и маститого, много ли его проектов пошло в серию (что называлось «внедрено»). На что получил совершенно обескураживающий ответ: один, и совершенно случайно.
Термин «внедрение» и сейчас звучит довольно часто, но не имеет той эмоциональной окраски, что тогда. Ведь, если подумать, что он означает? Что мы нечто пытаемся с силой куда-то засунуть. А вот то, куда мы это пытаемся запихнуть, этого очень не хочет, и всячески сопротивляется.
Дизайн в советские времена тоже именно внедряли. Насильно, как царь Петр картошку. И весь период его краткого полурасцвета нужно рассматиравать в контексте происходившего не только в промышленности, но и в стране между 60-ми и 80-ми годами.
По счастью, я могу не вдаваться в исторические частности, а привести один яркий пример, перед которым «пошло или не пошло в серию», как некий универсальный критерий, совершенно рассыпается.
В конце 70-х на одном из предприятий молодым дизайнерам была поставлена задача создать современный, молодежный (то есть доступный по цене) проигрыватель, который заменил бы ставшие уже явным анахронизмом изделия в фибровых чемоданчиках. Проект был выполнен, получил высокую оценку в профессиональной среде, премии и публикации. Но уникальность истории не в этом. Подобное случалось. В данном случае произошла гораздо более редкая вещь. Проект был внедрен (!), то есть было налажено производство, и проигрыватель поступил в продажу в магазины, где и пылился много лет. Почему? Ответ простой. Технологическое переоснащение производства потребовало больших затрат, но коснулось только внешности. Техническая же начинка, к которой дизайнеров даже не подпустили, оказалась столь же архаичной, что у прежних «чемоданов» двадцатилетней давности, а цена выросла вдвое. Неудивительно, что желающих купить такую «новинку» не нашлось.
Позвольте поблагодарить Вас за развернутый комментарий. Это всегда приятно - знать, что твои тексты читают и обдумывают. И позвольте с Вами согласиться: пошло или не пошло в серию - это не критерий для оценки советского дизайна. Однозначно. Это лишь повод более внимательно изучить экспонат выставки: ведь если он не пошел в серию, возможно (только возможно, вовсе не обязательно!)он не соответствовал нормам технической эстетики и потому не отражал общей ситуации. А организаторы выставки хотели ведь отразить именно общую ситуацию в стране.

С уважением, Дарья Козлова.

maxhalatov

8 years ago

Дизайн тогда, конечно, оставлял желать. Но что касается качества исполнения... Возьмем к примеру хотя бы столы. Стоит у ребенка в комнате 2 стола: один стол-книжка года выпуска этак 1995 (не СССР уже, но и не так далеко от него), массив, лак и все такое. Можно сидеть на нем втроем, ничего ему не станет. И компьютерный стол, год выпуска 2009. Никто на нем не сидел (даже ребенок), никто его вообще не трогает, однако он уже весь разболтался, скоро развалится и готовится к поездке на свалку. Теперь вопрос: нафига мне красивого дизайна стол, если он сделан из самого галимого ДСП, которая рассыпается от малейшего прикосновения? Заметим, что в год покупки стола-книжки моему папе постоянно задерживали выплату з\п, а мама работала в котельной за копейки. То есть доступный столик был по цене. Впрочем, как и то говно, что готовится на свалку. Тоже не ахти какое дорогое.
"Стоит у ребенка в комнате 2 стола: один стол-книжка года выпуска этак 1995 (не СССР уже, но и не так далеко от него), массив, лак и все такое"
Вот насчет "массива" в столе-книжке как-то не очень верится. В конце-то 20-го века... Обычная шпонированная ДСП, лакированная и шлифованная.
Оно, конечно, были всякие эксклюзивы, но в массе- конечно, ДСП.

star_1_9_7_9

8 years ago

trianons

8 years ago

star_1_9_7_9

8 years ago

trianons

8 years ago

star_1_9_7_9

8 years ago

Я просто кончаю, когда гляжу на АК-74...
"Ушастый" запорожец вообще, как мне кажется, одна из самых красивых советских машин. Где вы еще видели воздухозаборник как у самолета? Ваще тащусь от него!!!
У него и двигатель переработанный авиационный. И стоит сейчас дороже многих машин. И до сих пор на дорогах, через 47 лет.

Suspended comment

Ну взяли, растянули Вартбург.

Suspended comment

sedov_05

8 years ago

shadows_of_hate

8 years ago

hess_r_f

8 years ago

Suspended comment

hess_r_f

8 years ago

У Калашникова работал тот самый, знаменитый, Гюго Шмайсер )
Зенит-Е с Гелиос-44М2 вполне себе секс-машина. Но М3 лучше, у него многослойное просветление, позволявшее более точно передавать цвета, не уходя в желтизну, как у двойки.
Это если никогда не пользовался нормальными камерами и объективами.

sedov_05

8 years ago

softblackmagic

8 years ago

sedov_05

8 years ago

softblackmagic

8 years ago

sedov_05

8 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →